- 419 студента/ов
- 117 урока
- 5 тесты
- 365 day продолжительность
-
Отрывки из книги Й. Телушкина "Еврейский мир"
История еврейского народа от Йеошуа бин Нуна до разрушения первого храма
-
История еврейского народа после разрушения первого храма по книге рава Моше Ойербаха. Взято с toldot.ru
- Израиль после разрушения Храма
- Тест история 1
- Вавилонское изгнание
- Конец Вавилонской империи
- Возвращение из Вавилона
- Положение евреев Персии
- Эзра и Нехемия
- Мудрецы великого собрания
- Власть греков
- Тест история 8
- Евреи в дни правления Александра Македонского
- Тест история 9
- Евреи под властью Птолемеев
- Иудея под властью династии Селевкидов
- Война Хашмонеев за Тору Израиля
- Война, мир и смерть Йеуды Маккавея
- Йонатан и Шимон
- Йоханан Гиркан — перушим и цадуким
- Йеуда Аристобул и Янай
- Шломит Александра
- Братоубийственная война между Гирканом и Аристобулом
- Правление Гиркана и Антипатра
- Правление Антипатра и его сыновей
- Правление Антигона
- Иудея под властью Ирода
- Правление Архелая
- Духовная жизнь в годы правления Хашмонеев и в период властвования Ирода
- Первые римские наместники
- Царь Агриппа
- Правление последних наместников
- Начало восстания
- Распространение восстания
- Война в Галилее
- Из Галилеи в Иерусалим
- Осажденный Иерусалим
- Разрушение Храма
- После разрушения Храма и города
- Евреи в Вавилонии
- Евреи в Египте
- Жизнь евреев в других частях Римской империи
- Рабан Йоханан бен Закай
- Рабан Гамлиэль из Явне и его современники
- Политическая ситуация в эпоху правления Траяна и начало правления Адриана
- Бейтар
- Декрет об уничтожении
- Конец эпохи преследований
- Раби Йеуда Анаси
- Мишна и другие книги Танаев
- Конец пребывания Санхедрина в Ципори
- Мудрецы Иерусалимского Талмуда
- Положение евреев Эрец Исраэль в эпоху амораев
- Вавилонские амораи
- Последние поколения амораев и завершение Талмуда
- Евреи Вавилонии в конце эпохи персидского правления
- Положение евреев Эрец Исраэль в период после завершения Талмуда
- Евреи Вавилонии в период до конца эпохи Гаонов (638-1038)
- Рэшей галута и гаоны
- Караимский раскол
- Саадия Гаон
- Последнее столетие эпохи гаонов
- Эрец Исраэль в эпоху гаонов
- Евреи Германии и Франции перед крестовыми походами
- Духовная жизнь евреев Германии и Франции перед крестовыми походами
- Первый крестовый поход
- Второй и третий крестовые походы
- Римский папа и королевский дом Штауфов
- Период тосафистов (Баалей Тосафот)
- Евреи в Англии
- Евреи Франции после II крестового похода
- Политическое и экономическое положение евреев Германии после III крестового похода
- Эпидемии в Европе: черная смерть
- Духовная жизнь евреев Германии
- Евреи в Испании до арабского владычества
- Начальный период арабского владычества в Испании
- Раби Хасдай ибн Шапрут
- Раби Шмуэль Анагид и Раби Шломо ибн Габироль
- РИФ — Раби Ицхак Альфаси
- Раздел Испании между мусульманами и христианами
- Раби Йеуда Алеви и «золотой век» евреев Испании
- Раби Моше бен Маймон (Рамбам)
- Спор о книгах Рамбама
- Положение евреев Испании до 5151 (1391) года
- Мудрецы Испании (до 5151/1391 года)
- Изучение кабалы в Испании
- Политическое положение евреев в Испании конца XIV — начала XV веков
- Еврейская духовная элита в Испании с 5151 (1391) года и до изгнания
- Фернандо и Изабелла. Объединение Испании и изгнание евреев
- Изгнание евреев из Португалии
- Политическое положение евреев Италии в средние века
- Еврейские мудрецы средневековой Италии
- Начало нового времени
- Испанские изгнанники в странах Средиземноморья
- Мудрецы Эрец Исраэль после изгнания из Испании
- Давид Реувени и р. Шломо Молко
- Князь дон Йосеф
- Реформация
- Польские евреи до событий 5408 (1648) года
- Еврейское самоуправление в Польше
- Тора в Польше
- События 5408 (1648) года
- Евреи Германии до окончания тридцатилетней войны
- Испанские и португальские беженцы в Голландии
- Шабтай Цви
- Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года
- Еврейские мудрецы в Польше и Литве после трагедии 5408 (1648) года
- Хасидут
- Виленский Гаон
- Евреи Италии Евреи Италии до Французской революции
- Евреи Германии и Австрии после тридцатилетней войны
- Духовная жизнь немецких евреев до начала эпохи Просвещения
- Евреи Германии в эпоху Просвещения
Евреи Германии и Франции перед крестовыми походами
Эпоха переселения народов
Постепенное ослабление Римской империи привело к ее разделу на две части — Западную и Восточную. В 4236 (476) году молодые, воинственные племена Центральной и Восточной Европы покорили некогда грозный Рим. На развалинах Западной Римской империи вандалы, готы, гунны, лангобарды, англы, саксы основали свои королевства.
Одновременно с этим происходил процесс христианизации завоевателей-язычников и усиление позиций церкви. Отсутствие доминирующей силы и постоянные войны не способствовали расцвету Западной Европы. Изменения наступили лишь с воцарением императора Карла.
Карл Великий
В 4492 (732) году предводитель франков Карл Мартель остановил арабскую экспансию. Его внуку Карлу удалось расширить границы своих владений, навести порядок в хозяйстве и поднять культурный уровень населения. Он предоставил церкви многочисленные привилегии, и в 4560 (800) году в Риме папа короновал Карла Великого, признав его наследником престола Западной Римской империи.
После смерти Карла Великого наступил длительный период борьбы за власть в созданной им Священной Римской империи. Видную роль в этой борьбе играла церковь. Тогда же начало складываться этническое лицо современной Европы. Вчерашние племена осознавали себя народами.
Правление Карла Великого было благодатным временем для еврейских общин Германии. Карл стремился к укреплению своего государства. Он видел в евреях силу, способную привести страну к экономическому процветанию. Евреи, знавшие много языков, легко сходились с купцами из соседних стран, способствуя притоку товаров в Германию. Еврейские купцы совершали путешествия в Египет и Индию, распространяя там европейские изделия. Обратно они возвращались нагруженные заморскими товарами. Сохранилось историческое свидетельство о том, что посольство Карла в Багдад к халифу Харуну эль Рашиду сопровождал еврей-переводчик. На обратном пути из Багдада посланцы Карла умерли, и этот еврей лично передал императору послание и подарки халифа. Еврейские купцы вели активную торговлю и в пределах страны. Между Францией, Италией и Германией возникли крепкие торговые отношения. Карл поощрял еврейских купцов и охранял их имущество, он разрешил им решать имущественные споры в соответствии с законами Торы. Духовная жизнь еврейской общины также переживала период расцвета. Многие еврейские мудрецы переехали из Италии в Германию и Францию. По просьбе еврейской общины Майнца (Магенцы) Карл Великий пригласил р. Калонимуса из Луки (Италия) переехать в Германию. Р. Калонимус и его сын основали первые ешивы на территории Германии. Из Багдада во Францию переехал известный мудрец р. Махир, который, по распоряжению Карла, был назначен руководителем общины в Нарбоне.
Людовик Праведный
Сын Карла Людовик Праведный в отношении евреев продолжал политику своего отца. Лионский епископ Аговард потребовал от него введения антиеврейских постановлений. Император отказался это сделать, а когда Аговард стал сам вводить эти постановления, то получил от Людовика строгий приказ прекратить самоуправство.
После смерти Людовика Праведного империя была разделена его наследниками на три независимых королевства — Италию, Германию и Францию. Положение евреев Франции начало быстро ухудшаться. Епископ Лиона Амоло, как и его предшественник Аговард, люто ненавидел евреев. В своих проповедях он чернил их, возбуждая ненависть простонародья. В некоторых местах начались погромы.
Положение евреев Германии также ухудшилось. Католическое священство требовало от властей введения в силу антиеврейских постановлений епископов. Однако императоры, укрепив свои позиции и выйдя из-под влияния католических священников, старались изменить положение к лучшему. Больше других защищал права евреев Отто Первый, хорошо понимавший важность еврейской общины в развитии торговых отношений.
В 4772 (1012) году страшное несчастье обрушилось на евреев города Майнца. Власти потребовали от них либо перейти в христианство, либо немедленно покинуть город. В городе начались погромы. Большинство евреев бежало оттуда, однако были и такие, кто под страхом смерти изменил вере отцов. Одним из них оказался сын знаменитого Рабейну Гершома. Через год указ был отменен, и оставшимся евреям вновь было разрешено вернуться в Майнц. Однако в других местах положение евреев было относительно спокойным. Хорошие отношения сохранялись у евреев не только с местным населением, но и с епископами. Императоры также заботились об их безопасности. Во времена правления Генриха Четвертого еврейским кварталам некоторых городов были присвоены вольности, подобные тем, что существовали у горожан-христиан. Евреям было разрешено нанимать рабочих и прислугу из числа христиан.